маркетинговые исследования рынка – «Олимп»

Организация маркетинговых исследований: голосуй или проиграешь

Выборы в нашей стране проходят часто. Сначала мы решаем, кто станет президентом, затем — губернатором, следом определяемся с выбором правящей партии. И самое интересное в предвыборных гонках — не только результат, но и то, насколько сбудутся прогнозы.

Каждая партия или кандидат организовывает свои исследования аудитории, не отстают и независимые организации и СМИ: каждому хочется заранее знать, кто одержит победу, и возвестить об этом миру. Какие же стандартные методы социологических исследований используются на сегодняшний день и какой из них является наиболее достоверным? Об этом мы поговорим в нашей сегодняшней статье.

Как будет: предварительный опрос

Наверняка всем знакома следующая ситуация: стук в дверь, на площадке стоит улыбчивая дама с просьбой ответить на пару вопросов о выборах. Обычно организация маркетинговых исследований этого типа предполагает следующий список вопросов:

  • Пойдете ли вы на выборы?
  • Знаете ли вы кандидатов?
  • За кого вы планируете проголосовать?

Результаты таких опросов не могут показать реалистичную картину. Вот в чем причина их необъективности. Во-первых, опрашиваемые до конца не уверены, пойдут ли вообще на выборы. А это значит, что брать в расчет их голоса опасно: многие в результате могут пропустить день голосования. Во-вторых, большинство граждан не имеет четкой позиции. А это значит, что по прошествии агитационного периода они могут передумать.

Как было: экзитпол

Реальную картину происходящего могут показать исследования, пришедшие к нам из США, — экзитполы. Что же представляет из себя такое исследование? Это опрос людей на выходе из предвыборных участков. Проголосовавшим задается всего один вопрос: кому вы отдали свой голос? Как вы понимаете, результаты экзитполов максимально блики к итогам предвыборной гонки. И получить их можно намного раньше. Фактически в опросе участвуют только те, кто реально отдал свой голос за одного из претендентов. К этому моменту все сомневающиеся уже определились, а мнение тех, кто все же решил не приходить на участок для голосования, в учет не берется.

Цели и результаты

Опрос и экзитпол имеют примерно равную стоимость (если говорить об организации исследований), однако наиболее объективную картину дают именно экзитполы. Тем не менее, не стоит думать, что опросы, проводимые за несколько недель до голосования, бессмысленны и неэффективны.

Практика показывает, что нередко они помогают не столько спрогнозировать точный результат гонки, сколько дать каждому кандидату понять, в каком направлении стоит двигаться, чтобы улучшить свой рейтинг, с какой аудиторией работать, как корректировать предвыборную программу.