маркетинговые исследования рынка – «Олимп»

Особенности опросов населения в России

Социологические опросы населения проводятся ежедневно. Не стоит думать, что каждый тип исследования одинаково эффективен. В этой статье мы рассмотрим основные методы опросов, применяемые в России, акцентируем ваше внимание на достоинствах и недостатках каждого из них.

Начнем с того, что в зависимости от того, какой вопрос вы исследуете, будет зависеть и выбор методики. Начнем с самого неэффективного типа опросов — почтового. К сожалению, даже если у человека и есть четкое аргументированное мнение по тому или иному вопросу, и он заполнил анкету с вопросами, то на этом его труды не закончатся. Ему необходимо купить конверт, заполнить его и отнести письмо на почту. Сегодня у многих просто нет времени на участие в подобных опросах. Единственное, чем вы можете привлечь представителя целевой аудитории, — гарантированный подарок в случае заполнения и отправки анкеты.

Куда эффективнее телефонный опрос. Если человек не занят, то он согласится поучаствовать в опросе, расскажет свое мнение о том или ином продукте/товаре/услуге. Но в этом случае вас может ждать разочарование: некоторые дают неверную информацию о своем статусе, семейном положении, доходе и даже возрасте. Конечно, при личном опросе тоже нет гарантии получить 100 % правдивую информацию, однако некоторые аспекты можно оценить и самостоятельно.

Говоря о личных опросах, стоит акцентировать внимание на том, что не так уж просто заинтересовать человека, если он куда-то спешит. Пожалуй, лучшим временем для проведения опросов в России является лето: на улице много людей, которые гуляют, отдыхают, проводят время в парках и скверах, а, значит, будут готовы уделить вам 5-10 минут. Та же ситуация и с опросами в магазинах. Если человек пришел в супермаркет и планирует провести там пару часов, закупаясь на неделю вперед, велика вероятность, что он уделит вам внимание и потратит на общение с сотрудником маркетингового агентства несколько минут.

О каждом типе опроса и его разновидностях можно говорить долго: и личный опрос, и почтовый, и телефонный имеет свои разновидности. Но наибольшей популярностью в последнее время в нашей стране пользуются политические опросы. Нестабильная политическая ситуация способствует интересу общества к прогнозированию ситуаций связанных с жизнью страны. Такие исследования показывают текущее отношение население к тем или иным партиям. Опасность в том, что многие быстро меняют свои решения, так как процент граждан четко определившихся со своей позицией минимален. Если же речь идет о конкретных политических событиях, например, выборах, то значительно эффективнее будут экзитполы. Такие опросы граждан, которые уже отдали свой голос, при правильной выборке дают отличные результаты: вы будете знать итоги выборов задолго до оглашения официальных результатов с вероятностью 95 %.