маркетинговые исследования рынка – «Олимп»

Проведение политических опросов и экзитполов в России

Социологические опросы населения сегодня не в новинку ни в городах-миллионниках, ни в провинции. Каждый житель страны имеет свое мнение, которое и является неотъемлемой частью того самого мнения граждан. Политика — не исключение. Опросы на эту тему проводятся регулярно. Чем ближе день голосования (речь о выборах думы, президента, губернатора), тем большему числу жителей города или края задаются вопросы, посвященные грядущему событию.

Практика показывает, что в России политические опросы не так уж эффективны. Все дело в том, что в нашей стране большая часть общества абсолютно аполитична. Граждане совсем не интересуются происходящим в стране, черпая информацию от знакомых или из популярной прессы. Они не вникают в программы «слуг народа», не интересуются их реальными шагами. Откровенно говоря, у многих ответ, данный за пару недель до голосования, может принципиально отличаться от того, как он проголосует в действительности. Поэтому, если вы планируете проведение опроса с целью прогнозирования ситуации, то вы, скорее всего, не получите достоверных результатов. А вот осуществлять мониторинг текущей ситуации можно. Именно результаты, которые политические партии получают в ходе гонки, и помогают им корректировать свои программы, речи, образ в целом.

А вот для реального прогнозирования ситуации традиционные политические опросы подходят не очень хорошо. Дело в том, что четко определившихся со своей позицией не так уж много. Большой процент граждан в опросе отдают предпочтения тому или иному кандидату, не будучи до конца уверенным в правильности выбора. Другие честно признаются, что пока не определились с выбором. Немало людей из числа неуверенных меняют свои позицию в ходе агитации или же вообще не идут на выборы. Таким образом, нередко результаты опрос, которые проводились за две недели до выборов, не совпадают с итогами голосования.

В мировой практике уже давно применяется иной вид политических опросов под названием экзитполы. В России он тоже набирает популярность. Причина тому — результаты, которые максимально приближены к итогам политических выборов. Вот как работает метод экзитпола. В опросе принимают участие только граждане, которые уже проголосовали (обычно их опрашивают на выходе с участка). Таким образом, при выборке в три-пять тысяч человек можно получить результаты с 95 % точностью. Такое исследование позволяет отсеять тот процент сомневающихся граждан, которые успели изменить свое решение, проголосовав за одного из кандидатов или вообще не пойдя на участок.