маркетинговые исследования рынка – «Олимп»

Количественные исследования

Как правило, количественные исследования проводятся, когда появляется необходимость в максимально точных численных данных. Этот метод подразумевает сбор и тщательный анализ первичной информации. Такие исследования обычно осуществляются на основе определенных математических и статистических моделей. Благодаря этому становится возможным получение точных количественных значений всех показателей, подлежащих изучению.

Количественные исследования способствуют эффективному решению следующих задач:

  • определение потенциального и реального объема рынка и его емкости, в денежном и натуральном выражении;
  • выявление сегментов потребителей продукции;
  • оценка распределения долей рынка в процентах между главными конкурентами;
  • выявление готовности потребителя к покупке того или иного продукта, а также перспектив выхода продукта на рынок;
  • выявление собирательного портрета Потребителя (с помощью составления психологических и социально-демографических характеристик);
  • выполнение измерений, свидетельствующих об отношении потребителя к продукции (для этого применяются определенные параметры);
  • планирование системы вторичных приобретений товара теми, кто уже попробовал и успел оценить его преимущества;
  • выявление оптимальной упаковки для товара;
  • выяснение наиболее подходящей цены;
  • определение пустующих рыночных ниш;
  • выявление уровня соответствия товара требованиям современного рынка;
  • оценка степени эффективности проведенной рекламной кампании;
  • оценка уровня продаж товара;
  • определение степени присутствия продукта в розничной сети, его объема.

Количественные исследования имеют массу несомненных достоинств:

  • возможность охватить максимальное число доступных объектов исследования (правда, если речь идет о высших или низших слоях населения, которые относятся к труднодоступной части респондентов, применяются качественные методы исследования);
  • возможность сбора точных количественных данных;
  • возможность проведения опроса анонимно, что во многих случаях помогает повысить уровень достоверности собранной информации (этот пункт можно считать спорным: по сведениям социологов, степень достоверности ненамного отличается при анонимном опросе и при опросе с указанием фамилий, так, маркетинговое агентство Stеp by Step при осуществлении количественных исследований отдает предпочтение опросу персонифицированных респондентов, что дает возможность провести достоверный контроль работы интервьюеров);
  • возможность применения различных наглядных материалов;
  • возможность применения разнообразных методик.

Выборка и Анкета

Для получения достоверной информации необходимо грамотно составить выборку респондентов. Если планируется репрезентативная выборка, респонденты подбираются по случайному принципу с каким-либо определенным шагом: к примеру, интервью берется у каждого пятого прохожего. Если необходима целевая выборка, опрос проводится среди определенной группы респондентов (например, домохозяйки в возрасте от 35 до 45 лет, смотрящие сериалы чаще 4 раз в неделю). Число респондентов определяется величиной целевого рынка. В большинстве случаев оно составляет от 300 до 2000 человек. Если в исследовании участвует меньшее число опрашиваемых, результаты не могут считаться полностью достоверными. Это значит, что маркетинговые выводы, к которым придут специалисты на основе результатов исследований, могут быть ошибочны.

Чтобы провести грамотное количественное исследование, необходимо разработать перечень вопросов и объединить их в анкету. Среди них могут быть открытые (предполагают развернутый ответ) и закрытые (ответ выбирается из ряда предложенных).

В зависимости от разработки анкеты вопросы могут быть анонимными или персонифицированными.

Правильное составление анкеты и определение типа выборки респондентов являются наиболее важными аспектами, обеспечивающими получение достоверных и полных данных при проведении количественного исследования.