маркетинговые исследования рынка – «Олимп»

Почтовый опрос

Этот метод маркетинговых исследований предполагает рассылку анкет респондентам и получение ответов при помощи почты. Проведение почтового опроса требует тщательно составленной выборки, а также баз рассылки анкет и прочих материалов.

Преимущества почтового опроса:

  • сравнительная дешевизна: необходимо оплатить только почтовые или курьерские услуги, посредством которых анкета будет доставлена респонденту, а его ответы — специалистам;
  • простота организации: для выполнения почтового опроса не требуется подготовка обширного штата интервьюеров, кроме того, облегчается процесс контроля работы специалистов;
  • благодаря методу почтового опроса появляется возможность узнать мнение жителей наиболее отдаленных регионов, поговорить с которыми лично или по телефону невозможно;
  • доступность для небольшого количества исследователей;
  • возможность демонстрации иллюстраций.

Недостатки почтового опроса:

  • невысокий процент возвращенных анкет (в среднем — 20 %). Этот нюанс можно нивелировать, осуществляя e-mail-опросы. Чтобы добиться повышения процента возврата анкет и качества полученных данных, рекомендуется придерживаться некоторых правил:
    • За несколько дней до отправки анкеты отправить респонденту уведомление с просьбой ответить на вопросы и тем самым помочь в исследованиях. Как показывает практика, подобная мера, как и уведомление по телефону, помогает повысить процент возврата анкет примерно на 10–15 %.
    • Через 2–3 недели респонденту отправляется напоминание с просьбой вернуть заполненную анкету. Этот метод повышает процент возврата анкет на 18 % (повторное напоминание — на 26 %).
    • Некое «вознаграждение» для опрашиваемых: например, возможность стать участником лотереи с ценными призами или бесплатная выдача небольших сувениров. Процент возврата в этом случае возрастает на 9 пунктов.
  • вопрос «структурных смещений», которые могут произойти за счет так называемой «самовыборки». Дело в том, что чаще всего на вопросы присланных анкет отвечают лица, имеющие для этого время и интересующиеся темой опроса. Среди таких лиц наиболее часто встречаются домохозяйки, остальные — это пенсионеры либо молодежь;
  • невозможность для респондента уточнить смысл вопроса, если он не совсем понятен;
  • невысокое качество ответов на так называемые «открытые вопросы».

Один из вариантов почтового опроса — прессовый опрос. В этом случае анкеты не рассылаются респондентам, а публикуются в СМИ. Такой путь обычно избирается редакцией какого-либо издания, чтобы узнать мнение читателей по какому-то вопросу или выяснить отношение к прессе. Довольно часто коммерческие компании, обращаясь за помощью к изданиям, пользуются этим методом, чтобы осуществить некие рекламно-исследовательские мероприятия.