маркетинговые исследования рынка – «Олимп»

Социологические опросы населения

Социологические опросы населения стали сегодня обыденным явлением. Благодаря им всегда можно узнать мнение населения о конкретной проблеме. Результаты исследований всегда можно подсчитать количественно, тем самым выяcнив позицию общества касательно тех или иных вопросов. Считается, что каждый человек имеет свое собственное мнение на предмет политической жизни страны, а проанализировав ответы большого количества респондентов, можно сделать вывод о мнении всех членов генеральной совокупности. То есть, опросив несколько тысяч человек, можно сделать вывод о мнении миллионов.

Сегодня политические опросы проводятся качественными и количественными методами исследования. Количественные показывают общий настрой жителей региона к предстоящим выборам в процентном соотношении. Например, какое количество респондентов проголосует за правящую партию, а какое — за конкурентов нынешнего руководства. Результаты качественных опросов демонстрируют нам не сухие цифры, а взгляд каждого отдельного избирателя на ситуацию. Результаты такого социологического исследования населения трудно выразить в цифрах, зато они дают более полную оценку ситуации, как в отельном регионе, так и в стране в целом.

Кроме того, политические опросы можно классифицировать еще одним способом. Специалисты выделяют рейтинговые и тактические исследования аудитории. Первые следует проводить регулярно в период, предшествующий выборам (за 3–4 месяца до голосования). Результаты таких политических опросов показывают узнаваемость кандидата и конкурентов, рейтинги и антирейтинги кандидата и конкурентов, вторые голоса избирателей (благодаря вопросу «За кого бы вы отдали голос, в том случае, если ваш фаворит не участвовал бы в выборах»?), степень эффективности агитационных мероприятий и ожидаемое число избирателей.

Тактические социологические опросы населения не менее важны. Они помогают корректировать стратегию и тактику поведения партии в ходе предвыборной гонки. Каждый политик в ходе кампании выдвигает свои цели и гипотезы, однако не все они будут актуальны и интересны для электората. Благодаря результатам тактических опросов можно внести изменение в предвыборную кампанию. Кроме того, этот вид опроса поможет справиться с такими задачами, как контроль эффективности методов агитации, контроль качества работы агитаторов, оценка эффекта от текущих и реализованных акций, мероприятий или заявлений.

Экзитполы – опросы населения на выборах

Тем не менее, традиционные опросы не являются панацеей. Сегодня все большую популярность в нашей стране приобретает новый способ оценки мнения избирателей — экзитпол. Метод пришел к нам с запада и представляет собой анонимный опрос уже проголосовавших на выборах граждан. Механизм прост: интервьюер встречает проголосовавших на выходе с избирательного участка и задает им ряд вопросов. Обычно выборка составляет от четырех до шести тысяч человек. Экзитполы позволяют дать прогноз с точностью выше 95 % задолго до подведения итогов голосования.

Эффективность такого метода легко объяснить. В традиционных политических опросах участвуют в том числе и те жители страны, которые в итоге на выборы не приходят, к тому же часть респондентов может дать ответы на вопросы, не слишком раздумывая над предложенными вариантами. Еще одна категория избирателей — не определившиеся граждане: они принимают решение в последний момент. А это значит, что ответы, которые они дали за несколько месяцев до выборов, могут не совпасть с итоговым результатом. Экзитполы позволяют избежать таких погрешностей, ведь ответы даются уже по факту голосования. Передумать респондент уже не может.

Такие исследования проводят СМИ, независимые организации и партии-участники. Представили телевидения, радио и прессы, основываясь на результатах экзитполов, устраивают дискуссии и диспуты, вступают в дебаты с политологами и делятся прогнозами с населением. Партийные же лидеры на основе результатов такого опроса, стараются заранее продумать верную тактику поведения при поражении на выборах.