маркетинговые исследования рынка – «Олимп»

Телефонные интервью

Суть методики «телефонное интервью»

Телефонное интервью — это индивидуальный опрос, производящийся по телефону. При помощи подобного метода маркетинговых исследований собирают данные не только относительно физических лиц (например, потребителей продукции или жителей определенных населенных пунктов), но и относительно юридических лиц (руководителей предприятий).

Чтобы провести такой опрос, необходима база телефонных номеров (если речь идет о юридических лицах) или перечень случайных номеров, которые сгенерированы специальным программным обеспечением (если дело касается физических лиц).

Преимущества телефонного интервью:

  • возможность быстрого осуществления, а также охвата масштабной выборки за короткое время;
  • относительная дешевизна: телефонное интервью относится к наиболее выгодным методам исследований;
  • возможность опросить недоступные для личной беседы сегменты населения;
  • простота контроль качества работы интервьюеров.

Недостатки телефонного интервью:

  • по телефону сложно определить, действительно ли респондент понимает смысл вопроса и насколько искренни его ответы;
  • невозможно использовать для работы различные наглядные материалы: например, образцы, пробные экземпляры, карточки с вариантами ответов и т. д.;
  • ограниченность во времени: телефонное интервью редко продолжается более 15 минут;
  • возможность отказа респондентов от ответов на некоторые вопросы, носящие интимный или деликатный характер;
  • затруднение сбора информации по обширному перечню вопросов.

Для проведения телефонного опроса необходим крупный населенный пункт с достаточным уровнем телефонизации, иначе выборку нельзя будет считать репрезентативной.

Содержание работ при использовании методики «телефонного интервью»:

  • создание опросника;
  • разработка выборки;
  • обучение интервьюеров;
  • непосредственно полевое исследование и контроль интервьюеров;
  • обработка полученной информации и логическая чистка массива;
  • создание диаграмм, таблиц, распределений;
  • выполнение аналитического описания полученных результатов опроса.

Телефонный опрос физических лиц

Для проведения телефонного интервью проводится опрос потребителей, при этом применяют формализованную анкету. Интервьюеры пользуются либо базами номеров домашних телефонов, либо перечнем сгенерированных по случайному принципу номеров, при создании которого учитывается емкость каждой АТС. Что касается выбора респондента в семье, то он является случайным. Если набранный номер не отвечает (или респондент не имеет возможности беседовать), попытка повторяется несколько раз.

Метод телефонного интервью эффективен для проведения социально-политических исследований.

Телефонный опрос юридических лиц

Этот метод позволяет получить оперативные данные по вопросам, ответы на которые дают в различных компаниях сотрудники, находящиеся на «проходных» должностях (помощники, секретари и т. д.). Однако телефонное интервью с юридическими лицами не позволяет добыть достоверную информацию о доходах предприятия, его клиентах и т. п.

Начальный этап включает в себя создание списка телефонных номеров юридических лиц. Из составленного списка выбираются те, кто отвечают определенным параметрам.