ТАЙНЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ: КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ПРОВЕРЯЮЩЕГО Всем вам знакомо выражение: «Кадры решают все». В маркетинговых исследованиях это правило работает безотказно. При организации работы тайных покупателей необходимо тщательно выбирать проверяющего. Тем, кто работает в этой сфере, известно, что основной контингент, с которым приходится иметь дело, — это студенты. К сожалению, далеко не каждый желающий может носить гордое звание «
Тайный покупатель». В данной статье мы расскажем, на что стоит обратить внимание при выборе сотрудников и кому маркетинговые исследования не по зубам.
НЕ НА ТОГО НАПАЛИ Начнем по порядку. Итак, к вам пришел потенциальный таинственный покупатель: юная студентка, желающая немного подзаработать. Первое, что должно броситься вам в глаза, а вернее, в уши, — это речь претендентки. Человек не может связать двух слов, невнятно бурчит что-то себе под нос… Таким сотрудникам не место в маркетинговом бизнесе. Специалист, в обязанности которого входит проведение mystery shopping, по определению должен хорошо коммуницировать. Второй показатель, обратив внимание на который, вы должны сказать потенциальному сотруднику решительное «нет», — это сильное волнение. Если девушка или молодой человек очень волнуется во время собеседования, то это, в общем-то, нормально. Но вот показывать окружающим свое волнение нельзя ни в коем случае. Только представьте такого горе-сотрудника на задании: голос дрожит, по лбу катится пот, да еще «шпион» все время косится на диктофон, спрятанный в рукаве.
ВПЕРЕД! В «ПОЛЯ»! Если соискатель подходит по первым двум показателям, то стоит оценить его умение вести себя в нестандартных ситуациях. Безусловно, каждого претендента тестируют, пробуя разыгрывать с ним импровизированные сценки. Порой этого оказывается недостаточно. Пусть будущий сотрудник не просто сделает вид, что он приступил к проверке, а проведет ее якобы на самом деле зайдет в помещение с уже включенным и спрятанным диктофоном, на который наговорит необходимую информацию (фамилию, дату, адрес и прочее), и начнет работать по сценарию. Желательно продемонстрировать будущему работнику нетипичную реакцию, которую может повлечь за собой его появление. Общайтесь с ним агрессивно и нарочито грубо, либо, напротив, излишне отстраненно. Пусть mystery shopper сразу же составит отчет по итогам тестовой проверки.
Теперь у вас на руках есть все необходимые факты для принятия решения. Если сотрудник проявил себя неплохо, то вы сможете обсудить с ним его оплошности и отпустить в «большое плавание». Тех же, кто прошел проверку с отметкой «неудовлетворительно», лучше отправить домой.