MARKET RESEARCH: САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ

Сегодня в любом городе нашей страны вы найдете как минимум пару маркетинговых агентств, которые с радостью предоставят вам целый спектр услуг. К списку наиболее популярных market research в России стоит отнести телефонный опрос, личный опрос, создание фокус-групп, работу тайных покупателей. Каждый из видов исследований имеет свои недостатки и преимущества. Мы остановим внимание на этих инструментах маркетинга и подробно рассмотрим их плюсы и минусы.

Создание фокус-группы является одним из самых эффективных и одновременно сложных исследований. Чтобы добиться максимально эффективных результатов, нужно несколько раз повторить исследование. Очень многое зависит от выбранных кандидатов: они должны относиться к вашей целевой аудитории и быть адекватными. Серьезную функцию исполняет и так называемый ведущий, в руках которого нить беседы. Он должен собрать всю необходимую информацию, а затем качественно проанализировать ее и сделать правильные выводы. Как вы понимаете, такая сложная работа требует соответствующей оплаты. Поэтому создание фокус-группы является одним из наиболее дорогостоящих исследований.

Гораздо чаще, особенно в небольших городах, проводят опросы. В одних случаях такие исследования проводят посредством телефона, а в других — лично. Чаще всего об адресности речь не идет: респондентов опрашивают на улицах, в парках, в магазинах. Порой же просто необходим условно-адресный опрос: нужно опрашивать людей на конкретных улицах или в конкретных домах. Чаще всего подобный опрос занимает намного больше времени, а за участие в нем респондентам вручают подарки или сувениры.

Анкетирование чаще всего проводится в местах продаж. Достоинством этого исследования является качественная выборка: в исследовании участвуют только клиенты фирмы, а, значит, их мнение будет основано на опыте общения с вашими сотрудниками. Однако зачастую отвечать на вопросы анкеты приходится второпях, что может значительно сказаться на качестве заполнения.

Еще один популярный вид исследований — mystery shopping или тайный покупатель. Сотрудник маркетингового агентства, пройдя необходимый инструктаж, отправляется в торговую точку или офис. Внешне он ничем не отличается от обычного клиента, однако весь процесс общения консультанта фирмы и клиента фиксирует записывающее устройство, а «подсадная утка» должна не просто пообщаться со специалистом, но и грамотно сыграть свою роль. Уместны возражения, дополнительные вопросы, просьбы протестировать оборудование. Порой необходимо приложить все усилия, чтобы вывести специалиста на эмоциональную реакцию. Бывает, что нужно предложить сотруднику провернуть аферу — обмануть компанию. Такое исследование поможет вам узнать реальный расклад дел на местах.