Личные интервью

МЕТОДИКА ЛИЧНОГО ИНТЕРВЬЮ: ОСОБЕННОСТИ
Личное интервью является одним из популярных количественных методов маркетингового исследования, благодаря которому можно получить информацию непосредственно от конкретного респондента. Согласно методике, с интервьюируемым работают в ходе личной беседы — в отсутствие третьих лиц. Одно из правил: необходимо постараться установить с респондентом доверительные отношения.

Среди достоинств личного опроса можно отметить возможность для интервьюера наблюдать за жестами и мимикой собеседника, а значит, убеждаться в том, что задаваемые вопросы понимаются верно. Такое интервью продолжается чаще всего от 25 до 40 минут.

Для интервью используется формализованная анкета: вопросы должны задаваться в определенной последовательности. Прежде чем приступить к работе, интервьюер проходит соответствующее обучение: он должен понять, как правильно отбирать респондентов и обрабатывать результаты опроса, а также освоить методику установки личного контакта.

На первый взгляд проведение личного интервью может показаться несложной задачей. Однако, как показывает практика, чаще всего попытка дилетантов заняться личным опросом заканчивается неудачей. Только опытная команда квалифицированных интервьюеров способна в короткие сроки провести опрос большого количества потребителей, придерживаясь при этом правил отбора респондентов и проведения личных интервью.

Преимущества личных интервью:
  • в личной доверительной беседе можно получить действительно правдивую информацию;
  • интервьюер получает возможность продемонстрировать карточки, логотипы, разные типы упаковки и другие материалы;
  • предмет, подлежащий исследованию, может быть раскрыт максимально полно;
  • личные беседы дают возможность пообщаться с представителями труднодоступных слоев населения;
  • у интервьюеров появляется возможность заняться исследованием потребителей в местах продажи продукции — в супермаркетах, торговых центрах и т. д.;
  • исследования могут вестись даже в отдаленных и небольших населенных пунктах, отличающихся недостаточной телефонизацией.

Недостатки личных интервью:
  • необходимость в больших временных затратах;
  • относительно высокая стоимость.

Содержание основных работ, использующихся в методике «личное интервью»:
  • создание и тиражирование анкет;
  • разработка выборки респондентов;
  • обучение интервьюеров и разработка оптимальных маршрутов;
  • полевое исследование, осуществление контроля над интервьюерами;
  • социологическая обработка полученной информации, логическая чистка массива;
  • создание таблиц, диаграмм, распределений;
  • выполнение аналитического описания полученных данных.

РАЗНОВИДНОСТИ МЕТОДИКИ «ЛИЧНОЕ ИНТЕРВЬЮ»
Описанный вид опроса может быть проведен по месту жительства респондента, на его рабочем месте, на улице, в местах массовых продаж, а также специальных лабораториях (hall-test).

ЛИЧНОЕ ИНТЕРВЬЮ, ПРОВЕДЕННОЕ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА, ИЛИ КВАРТИРНЫЙ ОПРОС
Квартирный опрос является оптимальным вариантом, если необходимо провести сложное продолжительное интервью. Чаще всего применяется маршрутный метод отбора домохозяйств — одновременно с квотированием половозрастных качеств опрашиваемых. Интервью по месту жительства может проводиться в различное время суток, в разные дни недели. Если в квартире никого не оказалось или респондент не может в данный момент отвечать на вопросы, интервьюер может нанести повторный визит.

Проведение интервьюирования по месту жительства — это возможность реализовать выборку, которая репрезентирует население определенного города. Используя метод квартирного опроса, специалист может продемонстрировать наглядные материалы (например, образцы товара), определить структуру потребления продукции, выявить поведенческие и психографические характеристики опрашиваемых, а также дать протестировать новинки респонденту. У этого метода имеется, пожалуй, лишь один недостаток: довольно высокая стоимость.

ЛИЧНОЕ ИНТЕРВЬЮ, ПРОВЕДЕННОЕ НА УЛИЦЕ, ИЛИ УЛИЧНЫЙ ОПРОС
Характерная особенность уличного опроса — непродолжительность. При использовании этого варианта интервьюер предлагает опрашиваемым точные и простые формулировки. В результате появляется возможность получить большое количество данных, отличающихся высокой степенью достоверности. Один из плюсов: личное общение дает возможность продемонстрировать образцы товара, новинки и другие наглядные пособия.

Репрезентативная выборка предполагает поиск респондентов случайным путем. При этом используется метод заданного шага — к примеру, интервью берется у каждого четвертого прохожего. Если необходима целевая выборка, ведется опрос респондентов, определенных предложенной квотой (например, вопросы задаются мужчинам в возрасте 35-45 лет, пользующимся личным автомобилем). Путем опроса респондентов заполняется данными формализованная анкета. Обязательное условие: информация должны быть приведена полностью.

ЛИЧНОЕ ИНТЕРВЬЮ, ПРОВЕДЕННОЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ИЛИ ОПРОС ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
В этом случае вопросы задаются сотрудникам организаций. Предприятия отбираются согласно заданным критериям (область деятельности, количество персонала и т. д.). В случаях, когда число организаций, отвечающих требованиям, слишком мало, опрос может быть сплошным. Возможность

демонстрировать наглядные материалы имеет большое значение для выявления экспертных оценок.